Право на мирные собрания как реализация фундаментальных прав человека

Свобода мирных собраний предоставляет собой одно из основополагающих политических прав, без эффективной реализации которого невозможно полноценное развитие демократии и институтов гражданского общества. Право собираться мирно и без оружия для выражения своего мнения, а также обсуждение вопросов, важных для общества является фундаментальным правом, гарантируется Конституцией Украины, Международным пактом о гражданских и политических правах, Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Мирные собрания могут проводиться в различных целях. Среди них выражение взглядов, защита общих интересов, выражение протеста, и так далее. Право на мирные собрания является одним из основ демократии. Стоит отметить, что данное право дополняют и другие права и свободы, которые имеют основополагающее значение для развития личности, достоинства и самореализации. Основные критерии данных мероприятий – мирный характер их проведения и добровольное участие в публичных собраниях.
Статья 39 Конституции Украины четко закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, о которых своевременно должны быть оповещены органы исполнительной власти либо местного самоуправления.
Свобода мирных собраний является основополагающим правом человека, но не принадлежит к абсолютным правам. Оно подлежит ограничениям, однако в четко определенных случаях. Ограничения данного права могут устанавливаться только судом для предупреждения и дальнейшего предотвращения беспорядков и нарушений со стороны митингующих.
Международные стандарты, безусловно, предполагают четкие общие рамки, однако имеется слишком мало руководящих принципов, которые позволяли бы законодательным и исполнительным органам понять, каким образом право на свободу мирных собраний можно практически регламентировать на местном и национальном уровне. Положение, закрепленное в Конституции Украины, по сути, является единственным регулятором данного вопроса. Это несколько затрудняет реализацию права на мирные собрания и приводит к необоснованным вмешательствам со стороны органов власти в проведение собраний граждан. Также это затрудняет решение украинскими судами дел об ограничении права на мирные собрания. На этом акцентировал свое внимание Европейский суд по правам человека в деле «Веренцов против Украины» в решении от 11 апреля 2013 года. Но в самой Конституции Украины невозможно предусмотреть детали и порядок действий реализации права на мирные собрания. Именно поэтому, единственным оптимальным способом урегулирования данного вопроса, по сути, является принятие специального Закона о мирных собраниях. Законодательное регулирование данного вопроса предоставляет собой сложную задачу. Данный закон не должен препятствовать реализации данного права, он должен быть направлен на его защиту и четкую регламентацию его проведения. Однако чаще всего сложность возникает не в формулировке закона, а его применении.[/invicta_letter]
Помимо Международных договоров, Конвенций и Конституции Украины, ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, походов предусмотрено Кодексом Украины об административных нарушениях, и даже установлена ответственность в Уголовном кодексе Украины за организацию массовых беспорядков. В соответствии с положениями статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Украины об ограничении реализации права на мирные собрания административный суд может установить определенные ограничения по проведению таких мероприятий или отказать в удовлетворении иска. А это означает, что правильность применения норм материального права при отсутствии законодательного регулирования непременно связывается со степенью субъективного убеждения судьи о реальности наступления негативных последствий.
Следует отметить, что в судебной практике есть «классические» примеры постановлений по ограничению данного права граждан. Среди них: несвоевременность представления уведомления о проведении мирного собрания, отсутствие информации об уведомлении; совпадение проведения мирных собраний с официальными мероприятиями органов государственной власти, других организаций; неспособность властей обеспечить общественный порядок и безопасность, и т.д.
Европейский суд по правам человека в деле «Христиане против расизма и фашизма» в решении от 16 июля 1989 года отметил, что общий запрет демонстрации может быть оправдан только при наличии реальной угрозы того, что они приведут к беспорядкам, которые не могут быть предупреждены менее жесткими мерами. Органы власти также должны учитывать последствия запрета мирных мероприятий, которые сами по себе не создают угрозы для общественного порядка. Если же, с соображений безопасности, данный запрет является неизбежным, тогда он считается необходимым в понимании пункта 2 статьи 11 Конвенции. Следует констатировать, что практика Европейского суда по правам человека является прецедентной и каждый прецедент имеет различия, в зависимости от конкретных обстоятельств дел.
Очень часто суды, при решении данного вопроса, используют нормативно-правовые документы, которые не могут быть применимы, так как они противоречат нормам Конституции Украины и нормам Международных договоров. Среди них Порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, установленного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1998 года.
Таким образом, нормативная неурегулированость мирных собраний в Украине является причиной хаоса. Законы сами по себе не могут автоматически приводить к практическим улучшениям. Однако в целомряде случав даже на законодательномуровнеможновыявитьстремлениек изменениюданнойситуации.[/invicta_letter]