Лобби дар

Принятие закона о лоббировании предоставит возможность бизнесу прозрачно и законно вести диалог с властью.

В нашей стране бытует мнение, что лоббирование — это коррупционное, неприемлемое явление, и даже слово это пока еще ругательное, хотя сама услуга достаточно востребована. Чтобы вывести лоббистов из тени, иметь доступ к информации о том, кто в стране влияет на принятие решений на самом высоком уровне, необходим специальный закон.

Какие возможности для украинской экономики может открыть принятие закона о лоббировании, обсуждали авторы законопроекта и эксперты на пресс-завтраке «Зачем Украине Закон о лоббировании?», посвященном перспективам лоббирования в контексте предстоящего принятия Закона Украины «Об обеспечении прозрачности и законности коммуникации с субъектами властных полномочий», состоявшемся 10 октября 2017 года в Киеве (Коворкинг HUB 4.0 на Подоле).

Инициатором встречи выступила Pavlenko Legal Group.

Открывая мероприятие, народный депутат Украины Мустафа-Маси Найем напомнил, что цель законопроекта о лоббировании заключается в урегулировании взаимоотношений между властью и бизнесом. «Мы ничего не изобретаем, лоббирование в той или иной мере существует во всем мире, наша основная задача — запретить бизнесу «покупать» политиков», — подчеркнул г-н Найем.

Управляющий партнер Pavlenko Legal Group Александра Павленко остановилась на основных положениях законопроекта о лоббировании.

«Важной особенностью законопроекта является создание реестра — прозрачной базы данных, в которую будут в обязательном порядке включены все лоббисты. Также важен алгоритм изменений: если в разработке какого-либо законопроекта существует лоббистская норма, то все заключения об этой норме присоединяются к карточке законопроекта на сайте Верховного Совета Украины», — рассказала г-жа Павленко.

Общественный деятель Карл Волох назвал две основные цели законопроекта: борьба с коррупцией и повышение качества принимаемых законов — через легальный конструктивный и прозрачный диалог бизнеса и власти. «При этом закон должен быть жестким, чтобы у участников регулируемых отношений не было искушения его обойти или вообще игнорировать», — уверяет г-н Волох.

Соавтор законопроекта Александр Чабаненко согласился с утверждением, что закон должен быть достаточно жестким, для того чтобы заработать в наших условиях. Также г-н Чабаненко проанализировал зарубежный опыт законодательства о лоббировании: «Многие страны вот уже не одно столетие пытаются создать нормативную базу, нормотворчество находится в постоянной динамике, акты изменяются, но базовые условия всегда одинаковы — это законность и прозрачность лоббирования».

Директор Института профессионального лоббирования и адвокаси Денис Базилевич подтвердил, что в лоббировании как таковом отсутствует коррупционная составляющая — это цивилизованная и законная форма деятельности, и она нуждается лишь в законодательном урегулировании. «Задача лоббиста — донести до госслужащих квинтэссенцию экспертиз по лоббируемой им норме. Фактически профессиональный лоббист разъясняет госслужащим, как определенные изменения могут улучшить условия для деятельности бизнеса и общества в целом», — пояснил г-н Базилевич.

Участники проанализировали аргументы противников принятия закона и выразили уверенность, что лоббирование в его легальной форме будет полезным для бизнеса и государства.

В заключительном слове Александра Павленко подчеркнула, что сейчас важно избавиться от негативного имиджа самого понятия «лоббирование». «Основная задача для продвижения законопроекта — разъяснить обществу, что это очень важный антикоррупционный закон, а не средство для облегчения «договорняков» и коррупционных схем», — отметила г-жа Павленко.

Александр БИЛЬДИН,
«Юридическая практика»