Интеллектуальная ассоциация

[invicta_person title=»Сергей Олексин» sub_title=»Адвокат Pavlenko Legal Group» photo=»1246″ link_type=»page» page_id=»975″ url=»http://» style=»condensed»]
[invicta_letter title=» «]Подписание Соглашения про ассоциацию между Украиной и Европейским Союзом является историческим фактом, свидетелями которого мы стали. Как известно, Соглашение является результатом кропотливой, настойчивой и длительной работы. Тем не менее, впереди стоит еще более тяжелая задача – реализовать положения Соглашения на практике.

Анализ Соглашения дает основания с уверенностью заявлять, что одним из наиболее важных вопросов в отношениях Украины и ЕС является регулирование и защита интеллектуальной собственности.

Глава 9 раздела ІV Соглашения полностью посвящена регулированию интеллектуальной собственности и охватывает все ее объекты. Кроме этого, положения Главы 9 дополняют и уточняют обязанности подписантов Соглашения, которые были взяты ими по Соглашению ТРИПС и другими международными договорами в сфере интеллектуальной собственности.

Выполнение таких обязательств позволит усовершенствовать регуляцию правоотношений в сфере интеллектуальной собственности и разнообразит способы защиты объектов этой сферы.

Положения Соглашения относительно торговых марок предусматривают, что третьи лица смогут подавать свои отрицания на заявки на знаки для товаров и услуг в процессе проведения их экспертизы. Эта норма Соглашения является чрезвычайно эффективной для устранения будущих потенциальных споров между заявителями и лицами, которые считают, что их права будут нарушены в случае регистрации оспариваемого знака. Да, представление отрицаний обеспечит возможность рассмотрения такого спора еще на стадии экспертизы, не перенося его в суд.

Более того, при проведении экспертизы будет принято во внимание максимальное количество информации и аргументов, приведенных заявителем и его оппонентами, что в результате создаст условия для принятия взвешенного и обоснованного решения.

Следует отметить, что Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» достаточно давно предусматривает теоретическую возможность представления отрицаний на заявку на знак. Тем не менее, реализовать такое право на практике было фактически невозможно, поскольку информация о поданных заявках на знак отсутствовала в свободном доступе.

В настоящий момент ситуация в корне изменилась, поскольку Государственной службой интеллектуальной собственности создана интерактивная база данных «Заявки на знаки для товаров и услуг, принятые к рассмотрению». Вышеупомянутая база содержит заявки на знак для товаров и услуг, по которым проводится экспертиза и решение о выдаче свидетельства еще не принято.

На мой взгляд, единственным недостатком есть то, что в Базе содержатся заявки, которые прошли формальную экспертизу только после 20 августа 2015 года, то есть, фактический объем заявок пока что достаточно невелик.

Кроме этого, положения Соглашения не могли не коснуться такого важного вопроса в сфере интеллектуальной собственности, как регулирование географических обозначений. А по сему, как и ожидалось, Соглашение содержит положения про охрану географических обозначений от любого коммерческого использования для похожих продуктов, которые не соответствуют сертификации.

В приложениях ХХІІ-С и ХХІІ-D к Соглашению изложен перечень географических обозначений сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин, а также ароматизированных вин и алкогольных напитков стран ЕС, которые подпадают под такую охрану.

Более того, отдельно в приложении ХХІІ-D к Соглашению изложена Общая декларация относительно права использования определенных названий, которая содержит перечень географических областей нашего государства. Украина сохранила за собой право использовать в торговле указанные в декларации названия. Вместе с тем, большинство названий из декларации не вызывают у рядовых граждан стойкой ассоциации с определенной сельскохозяйственной продукцией или продуктами питания (например, «ялтинский лук»). Это объясняется тем, что определенные украинские географические названия в той или иной степени являются созвучными с европейскими географическими обозначениями.

Значительно более короткой, но не менее интересной для производителей вина, есть Общая декларация относительно названия «Кагор». В соответствии с указанной декларацией Украина может продолжать употребление названия «Кагор» на собственной территории для украинских крепящихся вин, выработанных из местных сортов винограда и сусла, брожение в которых остановлено путем добавления этилового спирта с определенным содержимым алкоголя и сахара.

Отдельно отмечу, что Украине удалось защитить собственных производителей при заключении Соглашения. Это подтверждается тем, что статья 208 Соглашения определяет временные мероприятия относительно положений о географических обозначениях. Согласно временным мероприятиям продукты, выработанные и маркированные в Украине до вступления Соглашения в силу, но не соответствующие ей, могут продаваться до полного отсутствия на складе.

Более того, с даты вступления в силу Соглашения, устанавливается льготный 10-летний срок для алкогольных напитков и 7-летний срок для продуктов, в течение которого, не смотря на предоставление охраны географическим указаниям стран ЕС, украинские производители могут использовать подобные обозначения для своей продукции, например «шампанское», «коньяк», «токай». Таким образом, производителям фактически предоставлен реальный срок, на протяжении которого можно привести маркировку продукции в соответствие с положениями Соглашения с минимальными коммерческими расходами.

Таким образом, положения Соглашения относительно географических обозначений демонстрируют стремление Украины идти нога в ногу со временем в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности и, наконец, прекратить использование в качестве торговых марок географических обозначений стран ЕС.

Значительное новшество в сфере интеллектуальной собственности содержится в статье 220 Соглашения, согласно которому подразумевается появление нового охранительного документа – дополнительного охранительного сертификата, объектами защиты которого могут быть лишь лекарственные препараты или продукты защиты растений.

Появление нового охранительного документу обусловлено тем, что объекты защиты перед выходом на рынок нуждаются в получении соответствующего разрешения, которое является результатом прохождения длительной административной процедуры. Это, в свою очередь, может существенно уменьшить срок эффективной патентной защиты такого объекта. Дополнительный охранительный сертификат предлагается выдавать на срок, который вычисляется по формуле «период с момента представления заявки на патент и до получения первого разрешения для выпуска продукта на национальном рынке минус пять лет».

Национальное же законодательство Украины решает указанную проблему через положение статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», которой предусматривается продолжение срока действия патента на изобретение за ходатайством владельца на срок, который равняется периоду между датой представления заявки и датой получения разрешения, но не более чем на 5 лет. Очевидно, что указанная статья национального законодательства претерпевает изменения с целью ее адаптации к положениям Соглашения.

С одной стороны, нововведение, предложенное в Соглашении, будет стимулировать фармацевтические компании разрабатывать новые лекарственные средства, поскольку последующее производство запатентованного лекарственного средства принесет прибыль, которая сможет окупить исследования, проведенные для создания лекарственного средства.

С другой стороны, длительная защита лекарственного средства правами интеллектуальной собственности не даст возможности другим фармацевтическим компаниям изготовлять генерики или биологически подобные лекарственные средства, которые продаются, как правило, по более низкой цене. Это связано с тем, что капитальные расходы на разработку таких лекарственных средств меньшие, чем на оригинальные.

Таким образом, в первом варианте общественная польза заключается в изготовлении качественно новых лекарств, но монопольное положение производителя, в краткосрочной перспективе, может создать такие цены, что сделает препарат на период его защиты недоступным для широкого круга потребителей. Второй вариант предусматривает возможность снизить цену на подобные лекарственные средства, однако в долгосрочной перспективе это может привести к отсутствию новых исследований в фармацевтической отрасли.

С целью реализации вышеуказанных положений Соглашения относительно дополнительного охранительного сертификата Государственной службой интеллектуальной собственности уже разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам интеллектуальной (промышленной) собственности», который направлен на согласование в Министерство экономического развития и торговли Украины.

Вышеуказанный законопроект также содержит нормы правовой охраны биотехнологических изобретений, что полностью корреспондируется со статьей 221 Соглашения, которая предусматривает охрану изобретений в сфере биотехнологий и адаптацию национального законодательства для предоставления такой охраны.

Кроме того, Государственной службой интеллектуальной собственности также разработан проект Закона Украины «О коллективном управлении имущественными правами авторского права и смежных прав». Следует отметить, что необходимость в таком законе существовала уже достаточно давно, поскольку на данный момент вопрос деятельности организаций коллективного управления имуществом регулируется лишь несколькими статьями Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
Следовательно, заключение Соглашения простимулировало ускорение процесса разработки и принятия указанных законопроектов.

В частности, положения статьи 168 Соглашения предусматривают необходимость заключения соглашений между организациями коллективного управления Украины и стран ЕС с целью взаимного обмена информацией, а также обеспечение взаимной передачи авторского вознаграждения за использование произведений или других охраняемых объектов.

Также Соглашением декларируется необходимость достижения организациями коллективного управления высокого уровня эффективности и прозрачности во время исполнения своих задач.

Как итог, вакуум правовой регуляции организаций коллективного управления давно нуждался в заполнении, и подписание Соглашения лишь ускорило этот процесс.

Дополнительным бонусом Соглашения является то, что Государственной службой интеллектуальной собственности для имплементации Соглашения разработан также законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который направлен на усиление охраны прав интеллектуальной собственности.

Новациями законопроекта является возможность представления превентивных исков и создания новых видов возмещения убытков за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Четвертым разработанным Государственной службой интеллектуальной собственности проектом является Закон Украины «О внесении изменений в законодательные акты относительно регуляции вопросов авторского права и смежных прав», который направлен не только на имплементацию положений Соглашения в национальное законодательство, но и на согласование норм Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».

Таким образом, подписание Соглашения способствует не только созданию новых нормативных актов в сфере интеллектуального права, а и гармонизацию уже действующих актов между собой.

Внимание в Соглашении также уделено и защите интеллектуальной собственности в цифровом пространстве. Следует отметить, что страны ЕС больше продвинулись в этом направлении, чем Украина. Именно поэтому в Соглашении содержится положение, согласно которого Украина принимает на себя обязательство имплементировать положение Соглашения относительно ответственности поставщиков посреднических услуг в течение 18 месяцев после вступления Соглашения в силу. В связи с этим, Украине предоставляется переходный период для того, чтобы разработать действенную практику защиты объектов интеллектуальной собственности в цифровом пространстве на национальном уровне.

Необходимо отметить, что положения Соглашения также направлены на максимально эффективное урегулирование споров в пределах Государственной службы интеллектуальной собственности, а не в судебном порядке. С этой целью Соглашением предусмотрено представление отрицаний на решение Государственной службы интеллектуальной собственности относительно приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности. Такие отрицания рассматриваются Апелляционной палатой Государственной службы интеллектуальной собственности, которая уже давно выполняет такие функции.

Реализовывая европейский дух Соглашения относительно максимальной открытости действий государственных органов, Государственная служба интеллектуальной собственности на своем официальном сайте, начиная с 2015 года, обеспечила открытый доступ к решениям Апелляционной палаты, что, в свою очередь, хорошо отразится на качественном уровне защиты объектов интеллектуальной собственности в Украине.

Подводя итог всего сказанного выше, можно отметить, что подписание Соглашения дало интенсивный стимул к развитию национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Результатом такого стимула являются четыре разработанных законопроекта, введение нового охранительного документа, создание новых способов защиты прав интеллектуальной собственности и гармонизация национального законодательства. Надеюсь, что это не последний шаг на пути к решению проблем в сфере интеллектуальной собственности в Украине и европейский опыт и впредь будет имплементироваться в национальное законодательство.

Источник: журнал «Украинский юрист», №9(153) сентябрь, 2015 «Украинский юрист»

Статья: «Воплощение в жизнь Соглашения про ассоциацию между Украиной и ЕС в сфере интеллектуальной собственности»

[/invicta_letter]