Бизнес-завтрак Клуба ФИНАНСИСТ «Защита бизнеса от налоговых доначислений. Налоговые проверки 2016 г. Привлечение к уголовной ответственности»

Бизнес-завтрак Клуба ФИНАНСИСТ «Защита бизнеса от налоговых доначислений. Налоговые проверки 2016 г. Привлечение к уголовной ответственности»

[vcfastgallery fg_gallery_name_show=»false» columns=»1″ fg_type=»fotorama» size=»fg-normal» fg_responsive=»fg_responsive» fg_caption=»off» fg_thumbs_one=»fg_thumbs_one» fg_style=»fg_style1″ fg_main_color=»#fc615d» fg_main_color_opacity=»1″ fg_secondary_color=»#ffffff» fg_spacing_active=»off» fg_spacing=»20″ fg_gallery_name_font_size=»20″ fg_gallery_name_font_color=»#fc615d» fg_gallery_name_text_align=»center» pp_animation_speed=»fast» pp_autoplay=»true» pp_time=»2000″ pp_title=»true» pp_social=»true» pb_thumbs=»true» pb_autoplay=»true» pb_time=»2000″ pb_counter=»true» pb_history=»false» pb_loop=»true» fg_title=»Fotorama Extra Option» fg_autoplay=»true» fg_nav=»thumbs» fg_navposition=»bottom» fg_allowfullscreen=»true» fg_transition=»slide» fg_arrow=»true» fg_fit=»contain» fg_loop=»true» lg_mode=»lg-slide» lg_speed=»2000″ lg_thumbnail=»true» lg_controls=»true» custom_url_target=»_blank» fg_thumbs_grid=»fg-normal» fg_thumbs_masonry=»fg-masonry» fg_thumbs_lightbox=»full» fg_active_custom_responsive=»fg_responsive» fg_smartphone_p_columns=»1″ fg_smartphone_l_columns=»1″ fg_tablet_p_columns=»1″ fg_tablet_l_columns=»1″ fg_desktop_medium_columns=»1″ fg_desktop_small_columns=»1″ fg_animate=»off» fg_animate_effect=»fade-in» fg_delay=»0″ images=»4792,4796,4800,4804″]

2 апреля в столичном отеле Fairmont состоялось закрытое заседание Клуба ФИНАНСИСТ совместно с юридической компанией Pavlenko Legal Group. Обсуждали сложную и важную тему — «Защита бизнеса от налоговых доначислений. Налоговые проверки 2016 г. Привлечение к уголовной ответственности».
Сейчас многие предприниматели сталкиваются с проблемами противостояния налоговым проверкам как плановым, так и внеочередным. К сожалению, многие руководители не знают, как правильно должны быть оформлены документы для Налоговой службы и не знакомы с механизмом проверки.

«Внеплановая налоговая проверка может проводиться только на основании ст. 78 НКУ и налогоплательщик должен быть уведомлен заранее о проведении проверки (постановление ВСУ от 27.01.2015 г.). Также компания может обжаловать приказ о проведении проверки, а проводить проверку могут только структуры ГФСУ. Другие же контролирующие и правоохранительные органы не имеют права на проведение налоговых проверок», — рассказала Валерия Тарасенко, партнер, руководитель практики налогового и финансового права компании Pavlenko Legal Group.

Налоговый запрос: Признак внеплановой налоговой проверки

Ст. 73.3 НКУ устанавливает четкие основания для направления запроса, а также что именно должен содержать запрос. Усилены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В письменном запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения кроме обязательных пунктов, указанных в ст.73.3 НКУ, налоговые органы должны указывать:

  • Факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных норм налогового законодательства, которые нарушены;
  • Сведения, которые являются источником информации о конкретных фактах нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса.

«При получении налогового запроса юрист должен его проанализировать на предмет соответствия требованиям закона. Если запрос законный — дать ответ и представить документы в установленные сроки. В зависимости от оснований сроки могут быть от 10 дней до одного месяца. Если запрос незаконный — лучше его не игнорировать, а ответить, что такой запрос противоречит законодательству, а потому налогоплательщик не может предоставить информацию/документы, которые требуются.
Непредоставление, неполное предоставление или пропуск сроков подачи документов является основанием для проведения внеплановой налоговой проверки», — заявила Наталья Блаживская, к.ю.н., судья ВАСУ, вице-президент Ассоциации административных судей.

Осторожно встречная сверка

В соответствии с пунктом 73.5 статьи 73 Налогового кодекса Украины, с целью получения налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика. Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования и осуществляется органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними.
Встречные сверки не являются проверками, а по результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок.
Приказ ГФСУ от 17 июля 2015 г. №511 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной фискальной службы встречных сверок, обмена налоговой информацией при осуществлении налогового контроля».
Постановление КМУ от 27 декабря 2010 г. №1232 «Об утверждении Порядка проведения контролирующими органами встречных сверок».
Постановление ВСУ от 11 ноября 2015 г.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок

Новый порядок составления плана-графика налоговых проверок устанавливает критерии отбора налогоплательщиков — юридических лиц для проведения проверки в зависимости от их операций, определяющих степень риска.
Всего утверждено 42 критерия рисков неуплаты налогов, в том числе высокой степени — 13 рисков, средней степени — 19 рисков.
Первоочередными для включения в план-график является налогоплательщики, имеющие наибольшее количество рисков неуплаты налогов и максимальные расчетные потери бюджета.
Приказ МФУ «Об утверждении Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков» № 524 от 02.06.2015 г.

В 2015 году количество проверок сократилось почти на 40% по сравнению с 2014-м.

Три фактора, которые на это повлияли:

  • Мораторий на проведение проверок (в том числе на 2016 г.), это касается предприятий с оборотом до 20 млн. грн. в год
  • Изменениями в ст. 78 НКУ (основания для проведения внеплановых проверок) уменьшено количество оснований
  • Структурная реорганизация ГФСУ

Приказ МФУ «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок, соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками — юридическими лицами» от 20.08.2015 №727.
Ограничены возможности бесконтрольно проводить внеплановые налоговые проверки в связи с непредоставлением информации на основании ст. 78.1.1 НКУ на налоговый запрос в течение 10 дней. Данная норма распространяется только на проверку валютного и другого законодательства, которая не регулируется НКУ. Однако внеплановые проверки Налогового законодательства будут теперь проводиться в рамках ст. 78.1.4 НКУ (выявлены недостоверные данные в поданных декларациях).
Запрещается проводить документальные внеплановые проверки, которые предусмотрены статьями 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.
Внеплановая проверка очень узкая, а ее границы указаны в приказе на проведение проверки. Поэтому налоговые органы не могут проверять другие виды налогов, другие периоды или контрагентов.
При проведении проверок предоставляются только заверенные копии документов. Если налоговые органы по каким-то причинам не принимают документ (или не включают его в описание проверенных документов), то необходимо заверенные копии направлять письмом с описанием. К началу проведения внеплановой проверки налогоплательщик должен получить копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки. Если налогоплательщик не был уведомлен о назначении внеплановой невыездной проверки, времени и месте ее проведения — такая проверка является противоправной и подлежит отмене. В случае нарушения процедуры проведения или назначения документальной невыездной проверки — приказ о проведении также может быть признан недействительным.
Приказ о назначении налоговой внеплановой проверки может быть обжалован в суде, а налоговая проверка может быть признана неправомерной. Такой приказ может быть признан недействительным в течение 1095 дней.
Постановление ВСУ от 27 января 2015 по делу № 21-425а14.
Если в связи с проведением выездной фактической налоговой проверки налогоплательщик допустил проверяющих к проведению проверки, то такая проверка и приказ о ее назначении может быть обжалован в суде, однако судебная практика сложилась таким образом, что суды отказывают в удовлетворении таких жалоб. Постановление ВСУ от 24.12.2010 г. Постановление ВАСУ от 13.03.2014 г. № К / 800/31609/13.
Если на налоговый запрос налогоплательщик предоставил всю информацию и документы в пределах сроков, а контролирующий орган все равно назначил внеплановую налоговую проверку, то такой приказ не основывается на требованиях действующего законодательства, а проверка может быть отменена в судебном порядке. Постановление ВАСУ 15.10.2014 г. В деле № К/800/30103/14.

Источник:  pdflogoCompanion_N03_2016_LUNCH